Программа уровня А1. Китайский язык

Цель курса

Приобретение навыков устной и письменной речи на основе изучения фонетической системы (овладение системой инициалей и финалей, навыками тонового произношения), основ иероглифического письма, основных положений грамматики, активное усвоение общеупотребительной лексики в объеме 400 единиц.

 Задачи курса 

- освоить основы грамматики, лексики и иероглифики                        китайского языка
- приобрести базовые разговорные навыки.

Практические умения и навыки, которыми должен обладать студент по окончании курса

  • - понимание устной диалогической и монологической речи в рамках изученного материала;
  • - чтение и понимание письменной речи в рамках изученного материала;
  • - владение иероглифической письменностью в рамках изученного материала;

Программа на 5 месяцев /20 недель (уровень А1)

(1 неделя)

  • Фонетика. Китайский фонетический алфавит пиньинь. Структура китайского слога. Тоны путунхуа. Инициали (b p d t). Финали (a o e).
  • Иероглифика. Иероглифические черты. Основные принципы и порядок написания иероглифических черт.
  • Графемы 木,八,大,力,太,刀


(2 неделя)

  • Фонетика. Инициали (m f n l). Финали (i u ü). Правила записи слогов в пиньинь (bǐ lì mí nǐ).
  • Иероглифика. Иероглифические черты. Основные принципы и порядок написания иероглифических черт. Структура иероглифа. Эволюция начертания иероглифов.
  • Графемы 五,土,女,玉,宀,囗,口,立,父,目


(3-4 неделя)

  • Текст «你好» (Здравствуй). Изучение слов и выражений, употребляющихся при встрече.
  • Фонетика. Финали (ɑi ei ɑo ou uo ɑn en in). Правила записи слогов в пиньинь.
  • Иероглифика. Способы комбинации черт в иероглифе. Типы графической структуры иероглифов. Эволюция начертания иероглифов. Варианты написания графем.


(5-7 неделя)

  • Текст «您是李老师吗 » (Вы учитель Ли?). Изучение слов и выражений, употребляющихся при встрече.
  • Фонетика. Инициали (z c s zh ch sh r).  Финали (i ɑnɡ enɡ inɡ onɡ er). Правила записи слогов в пиньинь: Знак слогоделения. Тоны.
  • Иероглифика. Иероглифические черты. Структура иероглифа: Графема и ключ. Варианты написания графем. Названия графем в составе сложного знака. Графемы, не употребляющиеся самостоятельно. Упрощенные и полные иероглифы.
  • Грамматика. Типы предложений в китайском языке. Предложение с глаголом «是» и его отрицательная форма. Базовая структура китайского простого предложения и порядок слов.


(8-11 неделя)

  • Текст «这是什么?» (Что это?).
  • Фонетика. Инициали ( j q x). Финали (iɑ ie iɑo i(o)u iɑn iɑnɡ ionɡ üe üɑn ün). Правила записи слогов в пиньинь. Тоны: Легкий или нейтральный тон.
  • Иероглифика. Типы графической структуры иероглифов. Порядок написания черт. Дополнительные правила порядка черт.
  • Грамматика. Специальный вопрос. Определение и частица «的». Предложения с прилагательным в роли сказуемого. Утвердительно-отрицательная форма общего вопроса.


(12-15 неделя)

  • Текст «他们是谁?» (Кто они такие?)
  • Фонетика. Финали (uɑ uɑi u(e)i uɑn u(e)n uɑnɡ uenɡ). Правила записи слогов в пиньинь. Правила комбинации тонов.
  • Иероглифика. Некоторые принципы модификации написания графем в составе сложного знака.
  • Грамматика. Числительные. Счет. Предложения с глагольным сказуемым. Предложение со значением принадлежности (обладания) глаголом 有. Вопрос о возрасте при помощи вопросительного слова 多大.


(16-19 неделя)

  • Текст «你是哪国人?» (Из какой ты страны?)
  • Грамматика. Обстоятельство. Наречия 也 «тоже» и 都 «все, всё».
  • Фонетика. Изменение тона числительного 一 ‘один’. Разговорный вариант произнесения указательных местоимений. Эризованные финали.
  • Иероглифика. Эволюция начертания иероглифов. Варианты написания графем. Графемы, не употребляющиеся самостоятельно. Упрощенные и полные иероглифы.


(20 неделя)

Повторение и экзамен

Учебное пособие 

Учебник «Новые горизонты: Интегральный курс китайского языка» (гл. составитель и редактор – Ивченко Т.В.), выпущенный издательством «Образования и науки» (г. Пекин, КНР) и предназначенный специально для русскоязычного читателя. Основной акцент в пособии делается на изучение произношения, иероглифики, изучение структуры предложения, изучение грамматики и расширение словарного запаса.

Структура каждого урока:

  • - Текстовый материал. Представлен в форме диалогов для легкого освоения разговорной речи. Иероглифы и фонетическая транскрипция даются вместе.
  • - Новые слова. В этой части иероглифы, которые формируют новые слова урока, разбираются каждый по-отдельности. Это делается с целью развития способности запоминать и понимать значений отдельных иероглифов и составных слов.
  • - Упражнения по фонетике и произношению. В этой части основное внимание уделяется особенностям китайской системы произношения, а также фонетическим правилам китайского языка. Упражнения по произношению выполняются с помощью аудио-курса, выпущенного специально для этого учебника.
  • - Комментарии. В них содержится объяснение новых слов и особенностей их употребления. Все комментарии даются на русском языке.
  • - Грамматика. В этой части описываются базовые грамматические структуры и синтаксические правила китайского языка.
  • - Иероглифика. В этой части разбирается структура и правила написания иероглифов. Сначала даётся объяснение радикалов, затем рассматриваются различные иероглифы, которые они формируют.
  • - Разговорная практика. Данная часть делает акцент на отработку фраз. Основная цель – научиться свободно использовать пройденные слова в речи и конструировать ключевые предложения.
  • - Чтение и пересказ. В упражнениях данного типа повторяется пройденная лексика и модели предложений. Упражнения выполняются как устно, так и письменно. 
  • - Сборник упражнений. Сборник упражнений предназначен для внеаудиторных занятий. Сборник содержит упражнения по практике речи, аудированию, чтению и письму.